Опыт использования Carbon Billing 5 от интернет-провайдера «AlphaNet»

Опыт использования Carbon Billing 5 от интернет-провайдера «AlphaNet»

Веб-сайт провайдера — https://alphanet.su/

Александр Улыбин, технический директор.

Информация о проекте

Внедрение биллинга май-июнь 2016г. В эксплуатации (Production) 1 год 4 месяца по состоянию на 18.09.2017.

Беседовал Денис Кучаев, директор проекта Carbon Billing 5.

Почему решили внедрять биллинг?

Открывали нового интернет-провайдера и решили сразу внедрять биллинг. Биллинга до этого не было. Работу нового интернет-провайдера без биллинга не представляли.

Почему решили использовать Carbon Billing 5?

Изучив форум Nag.ru искали решение с наименьшим количеством отрицательных отзывов. Nag.ru – один из самых развитых ресурсов посвящённых телекому. Главное, чтобы биллинг работал 24*7 и выполнял свои главные функции, и чтобы народ не сильно жаловался. Собственно, при внедрении Carbon Billing 5, зарекомендовал себя хорошо, поэтому другие биллинги не рассматривали, соответственно и не сравнивали. Если объективно смотреть – идеального биллинга нет. Даже у коллег не вышло написать биллинг. Всё равно что-то их не устраивает, что-то сделано не так.

Как проходило внедрение?

Происходило в два этапа. Не всё шло по плану, поэтому понадобилось изменить план.

Основной критерий – основной функционал не должен мешать работе. Работаем уже полтора года, исключая пары моментов, которые потрепали нервы, всё почти идеально.

Внедрение происходило в два этапа, изначальная концепция не сработала, получилось так, как получилось. Результат, который получился, больше устраивает, чем планировалось изначально. Изначально планировали использовать некую серую подсеть, все прочие ресурсы вытаскивали бы “волшебным” образом наружу. Учитывая, что мы используем Ericsson RedBack SE, который ведёт себя капризно. Из-за этого на серых адресах завестись не получилось, поэтому сразу перешли в поле белых адресов и об этом не жалеем, это значительно проще. Интеграция сначала шла очень долго и неуверенно из-за того, что не выходило ничего с этими адресами, но, когда изменили подход к адресам, интеграция прошла за три дня. Были определённые сложности, получилось нестандартно, но, в принципе, не могло получиться всё стандартно, учитывая, что всегда возникают некие нюансы.

Конфигурацию на RedBack SE разработали и внедрили специалисты Carbon Soft, а также помогли сделать остальные абонентские настройки. Из того, что на сегодня почти не похоже на исходный продукт, — это сайт и личный кабинет, с точки зрения дизайна они были не очень, их было решено переработать.

Как складываются отношения после внедрения, как работает техподдержка?

Отношения с поставщиком чудесные. Про техподдержку – иногда хотелось, чтобы что-то делали быстрее, не всегда делается так, как хотелось бы быстро. Непонятно с чем это связано, но в последнее время, после того как в личном кабинете появилась возможность поменять приоритеты, и сделать заявку “активной”, и появился контроль времени исполнения заявок – ситуация стала значительно лучше. Сейчас техподдержка по сравнению что было год назад стала гораздо лучше. Но, конечно, совершенству нет предела.

Функционал биллинга на самом деле шикарный. Периодически от обновления к обновлению бывает так что со второстепенным функционалом возникают определенные нюансы, может что-то не работать. Это не касается основного функционала – деньги он считает, абонентов выпускает и запускает.

Какие планы по использованию биллинга, использованию функционала?

Биллинг сам по себе замечательный, но СRM в нём почти никакой. Хелпдеск в биллинге приспособили под свои нужды, абоненты им не пользуются. Используем хелпдеск, чтобы сделать оперативные записи по абоненту. Сейчас предпринимаем попытку самостоятельно написать CRM, первая закончилась неудачно, было бы круто если бы в биллинге был полноценный CRM с планировщиком задач и другими маркетинговыми фишками. То, что есть в биллинге приспосабливаем под собственные нужды, но, если бы появился полноценный CRM было бы супер. Это единственный острый вопрос, который у нас.

Мы пробовали использовать коммерческие CRM, но вообще никак не пошло, из-за специфики провайдерского бизнеса. Кроме того, наш провайдерский бизнес на Кипре отличается от того, который есть в России. Если в России проводная связь, то у нас беспроводная. Если взять ваш справочник “Дома”, то там подразумевается – есть дом, есть подъезд, куда ставится свитч, куда коммутируем абонентов. У нас всё по-другому – есть базовая станция, есть крыша абонента на которую ставится клиентское оборудование, от него спускается вниз шнурок. Есть вероятность, что в этом доме больше никогда не появится нового абонента, он может быть в принципе на одного абонента, поэтому та форма внесения данных в справочник, которая сейчас есть, немного неудобна.

Есть ещё такая мелочь как адрес, вводимый в строку при заполнении – он разбирается на блоки – один блок — это почтовый индекс, второй город и т.п. Но на Кипре индекс короче. На Кипре адрес короче, чем в России, поэтому все адреса получаются просто кучей. Таких мелочей много. Понятно, что полностью кастомизировать биллинг невозможно, во всяком случае, не в том формате, в котором существует сотрудничество. Было бы круто, если бы вы в продукт добавили планировщик задач.

Планируем запускать телефонию, пока не удалось получить стоимость направлений от вышестоящих провайдеров, т.к. они очень ленивые. Asterisk ваши инженеры уже настроили. По причине того, что не можем загрузить в биллинг направления, телефония ещё не запущена. По телевидению будем работать с партнёрами, поэтому делать будем на другом биллинге. Этот сервис цифрового телевидения будет оторван от провайдерских услуг, но возможно в будущем будет одна база.

Если резюмировать, Ваше субъективное мнение о результатах внедрения?

Резюмируя: внедрение было удачно, на сегодня биллинг обеспечивает работу в двух городах – в Лимассоле и Пафосе. В Лимасоле стоит Ericsson RedBack SE, в Пафосе – MikroTik. С MikroTik всё прошло гладко.

Ну, а если в целом посмотреть на других провайдеров на Кипре, проблемы с биллингом не то, что у маленьких операторов, также с биллингом большие проблемы и у крупных операторов. Мелкие операторы ведут учёт в тетрадке, у операторов покрупнее это Excel. У тех, кто совсем крупный, у них всё совсем неоднозначно, многие из них пишут свой биллинг, но никак дописать его не могут, при этом стоимость внедрения таких решений доходит до космических денег. Пробовали неоднократно рекомендовать Carbon Billing, но операторы опасаются языкового барьера — то, что вы русскоязычные. На Кипре люди толком говорить по-английски не умеют, поэтому барьер присутствует. У нас стоит английская локализация, но не всё там переведено. Частями всё-таки по-русски. Если посадить киприота, который не идеально знает английский, и который посмотрит на ваш не слишком удачный перевод на английский, он будет тупить и не понимать, что написано. Для англоговорящих степень перевода недостаточна. Уровень перевода – гугл переводчик, т.е. дословно – это не функционально.

Комментарий Егора Сергеенко, Ведущего инженера отдела внедрения

Мы реализовали следующее:
I. Подготовили конфигурацию для SE100 с подключением абонентов по PPPoE и ААА по RADIUS:

  1. Создали политики для NAT и редиректа абонентского трафика:
    • редирект при отрицательном балансе абонента;
    • редирект административно-заблокированных абонентов;
    • отмена редиректа при оплате.
  2. Создали политики для ограничения скорости.
  3. Настроили отправку метаданных трафика по Netflow в биллинг.

II. Подготовили и проверили управляющие команды по RADIUS COA и написали скрипт управления SE100 биллингом.

III. Далее наполнили базу данных в биллинге:

  1. Настроили тарифы (абон.плата, ограничение по скоростям).
  2. Наполнили абонентскую базу.

MikroTik в Пафосе внедрили аналогично, только управление не по RADIUS COA, а по MikroTik API.

Комментарий Савраскина Николая, инженера по внедрению

Проблема при внедрении была во внутренней сети, а именно — внутренний маршрутизатор, который обслуживал сеть, «мешал» передаче радиус-пакетов между RedBack SE и биллингом. Поэтому не удалось реализовать так, как планировал клиент изначально. Потом, когда убрали лишнее звено, всё прекрасно заработало.

Комментарий Кучаева Дениса, директора проекта Carbon Billing 5

В планах стоит улучшить английскую локализацию, а также дополнить функциональность CRM.


Спасибо, что выбрали Carbon Billing 5!

Среди наших клиентов