Добрый день!
В связи с увеличением количества проверок АС «Ревизор» с декабря 2016 года у провайдеров появились вопросы и беспокойство на тему осуществления фильтрации трафика и штрафов от Роскомнадзора.
Мы отправили официальный запрос в Роскомнадзор с просьбой детально разъяснить механизм проверки фильтрации, выявления нарушений и процедуру наступления административной ответственности за отсутствие блокировки запрещенных ресурсов. Роскомнадзор прислали нам развёрнутый ответ. Мы скомпоновали его в максимально доступный вид и делимся им с Вами.
Данная статья содержит в себе как базовую информацию, известную каждому провайдеру с установленным АС «Ревизор», так и более развёрнутую, помогающую детально разобраться в вопросах законодательства.
Алгоритм проверки фильтрации и выявления нарушений
- Ресурс появляется в Едином реестре (обновляется ежедневно в 9.00 и 21.00 МСК).
Согласно части 10 статьи 15.1 ФЗ-149 в течение суток с момента включения в Единый реестр запрещенного интернет-ресурса оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.
- Единый реестр выгружается оператором связи.
- Оператор связи обязан осуществлять блокировку запрещенных ресурсов согласно пунктам 1, 5 статьи 46 ФЗ-126 «О связи» порядок которой регулирует ФЗ-149.
- Филиалы ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществляют мониторинг фильтрации с помощью АС «Ревизор».
Филиалы ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» (далее ‒ филиалы ФГУП «РЧЦ ЦФО») осуществляют мониторинг выполнения операторами связи требований по ограничению доступа к запрещенным интернет-ресурсам с использованием «Автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено в соответствии с требованиями ФЗ-149″ (далее ‒ АС «Ревизор»). АС «Ревизор» введена в промышленную эксплуатацию приказом ФГУП «РЧЦ ЦФО» от 29.12.2016 № 354 (сертификат соответствия оборудования «Аппаратно-программный Агент АС «Ревизор» № ОС-1СУ-0496, срок действия с 05.10.2016 до 05.10.2019).
- При обнаружении факта отсутствия блокировки АС «Ревизор» делает скриншот незаблокированного ресурса. Представители РЧЦ передают информацию в ЕИС Роскомнадзора.
Незаблокированной записью Единого реестра с признаками нарушения законодательства является запись Единого реестра, скриншот которой позволяет однозначно определить факт отсутствия блокировки интернет-ресурса оператором связи. Сформированные акты и протоколы мониторинга передаются сотрудниками филиалов ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ЕИС Роскомнадзора. Акты мониторинга рассматриваются территориальными органами Роскомнадзора, на подведомственной территории которых осуществляет деятельность оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет.
- Роскомнадзор возбуждает дело об административном правонарушении.
- Решение по данному делу принимает суд.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП от 30.12.2001 № 195-ФЗ в случае признания нарушения судом может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф от 1,5 до 2 тыс.руб. ‒ для граждан, от 3 до 4 тыс.руб. ‒ для должностных лиц, от 30 до 40 тыс.руб. ‒ для юридических лиц.
Считаем необходимым отметить, что 11.01.2017 в Госдуме принят во втором, основном чтении законопроект, дополняющий КоАП РФ новой статьей, которая вводит ответственность за неисполнение оператором связи обязанности ограничивать или возобновлять доступ к информации. Такое нарушение предлагается наказывать штрафом от 3 до 5 тыс.руб. ‒ для должностных лиц, от 10 до 30 тыс.руб. ‒ для предпринимателей без образования юридического лица, от 50 до 100 тыс.руб. ‒ для юридических лиц.
Важные моменты
Мы отметили ключевые факты, которые, в том числе, помогут в общении с представителями РКН или РЧЦ, если возникнет необходимость.
- Проверки осуществляются регулярно, как плановые, так и внеплановые.
- Оператору связи обязательно предоставляется доступ в личный кабинет АС «Ревизор» для проверки работы его DPI.
При заключении договора с филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО об установке технического средства АС «Ревизор» оператору связи предоставляется доступ в личный кабинет АС «Ревизор», с помощью которого оператор связи может своевременно реагировать на случаи неблокирования доступа к запрещенным интернет-ресурсам.
- На блокирование вновь включенных в Единый реестр интернет-ресурсов оператору связи дается не более 1 суток после их включения в Единый реестр. Также нужно обратить внимание на то, что ресурсы, добавленные в реестр в соответствии с ФЗ-398 (т.н. «экстремистские» сайты) должны быть заблокированы в течение 1 часа.
- В НПА (нормативно-правовые акты) не предусмотрены такие понятия как «пропуски», «временные интервалы», «допуски по пропускам». Нарушением является факт отсутствия блокировки Единого реестра, будь это одна запись или сто.
- Доказательством в суде должен быть скриншот позволяющий однозначно определить факт отсутствия блокировки.
- Каждый оператор связи несёт ответственность за неисполнение обязанностей по блокировке ресурсов, даже если вышестоящий провайдер фильтрует трафик. Для того, чтобы полностью себя обезопасить у каждого оператора связи должно быть своё DPI решение.
При этом подчеркиваем, что оператор связи, использующий трафик, фильтрацию которого осуществляет присоединяющий оператор связи вышестоящего уровня, не освобождается от ответственности за неисполнение обязанности по ограничению доступа (Распоряжение Роскомнадзора от 07.07.2016 № 8, утверждающее Рекомендации по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном ФЗ-149).
- Время на устранение неполадок не предусмотрено НПА (Но его может установить суд).
- На текущий момент размер штрафа для юридических лиц составляет от 50 до 100 т.р.
Получается, что любой пропуск это штраф?
Законодательно да, но на самом деле нет.
Дело в том, что причины пропусков могут быть самые разные и они, если не изменять настройки ПО, всегда связаны с железом. Недавно мы написали статью с рекомендациями по повышению отказоустойчивости аппаратной части системы фильтрации.
Представители РКН и РЧЦ прекрасно понимают возможные технические неполадки и, подчеркиваем, всегда дают время на их устранение. Каждый факт неосуществления блокировки отдельно проверяется и дело дойдет до суда только в случаях, если:
- Факт нарушения подтвердили представители РЧЦ проведением повторной проверки.
- Проблема с фильтрацией не была решена в установленное время.
Фактически получить штраф в случае пропуска в принципе проблематично, потому что все условия для быстрого устранения неполадок есть.
Практика пользователей Carbon Reductor
Пример №1
Проблема: АС «Ревизор» зафиксировал пропуски, при попытке зайти на любой URL из отчёта страница была заблокирована. Пользователь обратился в техподдержку.
Процесс решения:
- Первичная диагностика сервера выявила низкую вычислительную мощность процессора, недостаточно оптимизированную работу процессора с сетевыми картами, а также отсутствие интеграции с DNS сервером и маршрутизатором.
- Был заменён процессор и корректно настроена его работа.
- Проведена интеграция с DNS сервером и маршрутизатором.
- Тестирование выявило небольшой процент пропусков.
- Детальная диагностика показала, что теряется ответный пакет после отправки с сервера фильтрации на АС «Ревизор», находящийся в локальной сети.
- Полученная информация позволила пользователю устранить неявную проблему в локальной сети.
- Повторная проверка пропусков не обнаружила.
Итог:
После проведенных работ пропуски не зафиксированы. Претензии со стороны Роскомнадзора к провайдеру были сняты. Дело в суде не рассматривалось.
Пример №2
Проблема: АС «Ревизор» зафиксировал пропуски по нестандартным портам — 8080, 8081.
Процесс решения:
- Первичная диагностика проблем не выявила.
- При детальном изучении трафика с тестовой машины, находящейся в локальной сети, выяснилось, что ответные пакеты по портам 8080, 8081 не доходили до «абонента».
- Совместно с пользователем, в режиме онлайн, мы выяснили, что пакеты от сервера фильтрации по нестандартным портам не попадали к абонентам, т.к. фильтровались ACL (Access Control List) на маршрутизаторе.
- Пользователь поправил ACL, отчёты АС «Ревизор» стали пустыми.
Итог:
Претензии со стороны Роскомнадзора к провайдеру были сняты. Дело до суда не дошло.
Резюмируя вышеописанное
Статистика показывает, что фиксируемые проблемы кроются либо в аппаратной части фильтрующего сервера, либо в специфике работы локальной сети.
В Радиочастном Центре работают грамотные и отзывчивые специалисты, которые идут навстречу при их информировании о проблеме и сроках её устранения. Их целью является не выписывание штрафов, а банальное соблюдение требований законодательства.
Спасибо, что пользуетесь продуктами Carbon Soft!