Проверка операторов связи с помощью АС «Ревизор», практика наших пользователей

Проверка операторов связи с помощью АС «Ревизор», практика наших пользователей

Добрый день!

В связи с увеличением количества проверок АС «Ревизор» с декабря 2016 года у провайдеров появились вопросы и беспокойство на тему осуществления фильтрации трафика и штрафов от Роскомнадзора.

Мы отправили официальный запрос в Роскомнадзор с просьбой детально разъяснить механизм проверки фильтрации, выявления нарушений и процедуру наступления административной ответственности за отсутствие блокировки запрещенных ресурсов. Роскомнадзор прислали нам развёрнутый ответ. Мы скомпоновали его в максимально доступный вид и делимся им с Вами.

Данная статья содержит в себе как базовую информацию, известную каждому провайдеру с установленным АС «Ревизор», так и более развёрнутую, помогающую детально разобраться в вопросах законодательства.

Алгоритм проверки фильтрации и выявления нарушений

  1. Ресурс появляется в Едином реестре (обновляется ежедневно в 9.00 и 21.00 МСК).


  2. Согласно части 10 статьи 15.1 ФЗ-149 в течение суток с момента включения в Единый реестр запрещенного интернет-ресурса оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет.


  3. Единый реестр выгружается оператором связи.
  4. Оператор связи обязан осуществлять блокировку запрещенных ресурсов согласно пунктам 1, 5 статьи 46 ФЗ-126 «О связи» порядок которой регулирует ФЗ-149.
  5. Филиалы ФГУП «РЧЦ ЦФО» осуществляют мониторинг фильтрации с помощью АС «Ревизор».


  6. Филиалы ФГУП «Радиочастотный центр Центрального федерального округа» (далее ‒ филиалы ФГУП «РЧЦ ЦФО») осуществляют мониторинг выполнения операторами связи требований по ограничению доступа к запрещенным интернет-ресурсам с использованием «Автоматизированной системы контроля за соблюдением операторами связи требований по ограничению доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено в соответствии с требованиями ФЗ-149″ (далее ‒ АС «Ревизор»). АС «Ревизор» введена в промышленную эксплуатацию приказом ФГУП «РЧЦ ЦФО» от 29.12.2016 № 354 (сертификат соответствия оборудования «Аппаратно-программный Агент АС «Ревизор» № ОС-1СУ-0496, срок действия с 05.10.2016 до 05.10.2019).


  7. При обнаружении факта отсутствия блокировки АС «Ревизор» делает скриншот незаблокированного ресурса. Представители РЧЦ передают информацию в ЕИС Роскомнадзора.


  8. Незаблокированной записью Единого реестра с признаками нарушения законодательства является запись Единого реестра, скриншот которой позволяет однозначно определить факт отсутствия блокировки интернет-ресурса оператором связи. Сформированные акты и протоколы мониторинга передаются сотрудниками филиалов ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ЕИС Роскомнадзора. Акты мониторинга рассматриваются территориальными органами Роскомнадзора, на подведомственной территории которых осуществляет деятельность оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет.


  9. Роскомнадзор возбуждает дело об административном правонарушении.
  10. Решение по данному делу принимает суд.


  11. Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП от 30.12.2001 № 195-ФЗ в случае признания нарушения судом может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф от 1,5 до 2 тыс.руб. ‒ для граждан, от 3 до 4 тыс.руб. ‒ для должностных лиц, от 30 до 40 тыс.руб. ‒ для юридических лиц.


    Считаем необходимым отметить, что 11.01.2017 в Госдуме принят во втором, основном чтении законопроект, дополняющий КоАП РФ новой статьей, которая вводит ответственность за неисполнение оператором связи обязанности ограничивать или возобновлять доступ к информации. Такое нарушение предлагается наказывать штрафом от 3 до 5 тыс.руб. ‒ для должностных лиц, от 10 до 30 тыс.руб. ‒ для предпринимателей без образования юридического лица, от 50 до 100 тыс.руб. ‒ для юридических лиц.

Важные моменты

Мы отметили ключевые факты, которые, в том числе, помогут в общении с представителями РКН или РЧЦ, если возникнет необходимость.

  • Проверки осуществляются регулярно, как плановые, так и внеплановые.
  • Оператору связи обязательно предоставляется доступ в личный кабинет АС «Ревизор» для проверки работы его DPI.


  • При заключении договора с филиалом ФГУП «РЧЦ ЦФО» в УФО об установке технического средства АС «Ревизор» оператору связи предоставляется доступ в личный кабинет АС «Ревизор», с помощью которого оператор связи может своевременно реагировать на случаи неблокирования доступа к запрещенным интернет-ресурсам.


  • На блокирование вновь включенных в Единый реестр интернет-ресурсов оператору связи дается не более 1 суток после их включения в Единый реестр. Также нужно обратить внимание на то, что ресурсы, добавленные в реестр в соответствии с ФЗ-398 (т.н. «экстремистские» сайты) должны быть заблокированы в течение 1 часа.
  • В НПА (нормативно-правовые акты) не предусмотрены такие понятия как «пропуски», «временные интервалы», «допуски по пропускам». Нарушением является факт отсутствия блокировки Единого реестра, будь это одна запись или сто.
  • Доказательством в суде должен быть скриншот позволяющий однозначно определить факт отсутствия блокировки.
  • Каждый оператор связи несёт ответственность за неисполнение обязанностей по блокировке ресурсов, даже если вышестоящий провайдер фильтрует трафик. Для того, чтобы полностью себя обезопасить у каждого оператора связи должно быть своё DPI решение.


  • При этом подчеркиваем, что оператор связи, использующий трафик, фильтрацию которого осуществляет присоединяющий оператор связи вышестоящего уровня, не освобождается от ответственности за неисполнение обязанности по ограничению доступа (Распоряжение Роскомнадзора от 07.07.2016 № 8, утверждающее Рекомендации по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, в порядке, установленном ФЗ-149).


  • Время на устранение неполадок не предусмотрено НПА (Но его может установить суд).
  • На текущий момент размер штрафа для юридических лиц составляет от 50 до 100 т.р.

Получается, что любой пропуск это штраф?

Законодательно да, но на самом деле нет.

Дело в том, что причины пропусков могут быть самые разные и они, если не изменять настройки ПО, всегда связаны с железом. Недавно мы написали статью с рекомендациями по повышению отказоустойчивости аппаратной части системы фильтрации.

Представители РКН и РЧЦ прекрасно понимают возможные технические неполадки и, подчеркиваем, всегда дают время на их устранение. Каждый факт неосуществления блокировки отдельно проверяется и дело дойдет до суда только в случаях, если:

  • Факт нарушения подтвердили представители РЧЦ проведением повторной проверки.
  • Проблема с фильтрацией не была решена в установленное время.

Фактически получить штраф в случае пропуска в принципе проблематично, потому что все условия для быстрого устранения неполадок есть.

Практика пользователей Carbon Reductor


Пример №1
Проблема: АС «Ревизор» зафиксировал пропуски, при попытке зайти на любой URL из отчёта страница была заблокирована. Пользователь обратился в техподдержку.

Процесс решения:

  1. Первичная диагностика сервера выявила низкую вычислительную мощность процессора, недостаточно оптимизированную работу процессора с сетевыми картами, а также отсутствие интеграции с DNS сервером и маршрутизатором.
  2. Был заменён процессор и корректно настроена его работа.
  3. Проведена интеграция с DNS сервером и маршрутизатором.
  4. Тестирование выявило небольшой процент пропусков.
  5. Детальная диагностика показала, что теряется ответный пакет после отправки с сервера фильтрации на АС «Ревизор», находящийся в локальной сети.
  6. Полученная информация позволила пользователю устранить неявную проблему в локальной сети.
  7. Повторная проверка пропусков не обнаружила.

Итог:
После проведенных работ пропуски не зафиксированы. Претензии со стороны Роскомнадзора к провайдеру были сняты. Дело в суде не рассматривалось.


Пример №2
Проблема: АС «Ревизор» зафиксировал пропуски по нестандартным портам — 8080, 8081.
Процесс решения:

  1. Первичная диагностика проблем не выявила.
  2. При детальном изучении трафика с тестовой машины, находящейся в локальной сети, выяснилось, что ответные пакеты по портам 8080, 8081 не доходили до «абонента».
  3. Совместно с пользователем, в режиме онлайн, мы выяснили, что пакеты от сервера фильтрации по нестандартным портам не попадали к абонентам, т.к. фильтровались ACL (Access Control List) на маршрутизаторе.
  4. Пользователь поправил ACL, отчёты АС «Ревизор» стали пустыми.

Итог:
Претензии со стороны Роскомнадзора к провайдеру были сняты. Дело до суда не дошло.

Резюмируя вышеописанное

Статистика показывает, что фиксируемые проблемы кроются либо в аппаратной части фильтрующего сервера, либо в специфике работы локальной сети.

В Радиочастном Центре работают грамотные и отзывчивые специалисты, которые идут навстречу при их информировании о проблеме и сроках её устранения. Их целью является не выписывание штрафов, а банальное соблюдение требований законодательства.


Спасибо, что пользуетесь продуктами Carbon Soft!

Среди наших клиентов