Веб-сайт: https://kvant-ber.ru/
Рассказывал технический директор Даутов Руслан Анварович.
Информация о проекте
База до 20 000 абонентов, г.Берёзовский, Свердловская область. Биллинг в эксплуатации с августа 2017г.
Беседовал Кучаев Денис Дмитриевич, директор проекта Carbon Billing 5.
Процесс внедрения и опыт использования
Как пришли к тому, что понадобился биллинг?
Компания уже более 20 лет занимается предоставлением услуг связи, но мы являлись оператором кабельного телевидения. С моим приходом в компанию мне предложили развивать направление передачи данных, ну и в связи с этим возникла необходимость.
До этого биллинга не было?
Биллинга не было, была расчетная система. Она позволяла на базе 1С производить расчёты с абонентами кабельного ТВ и абонентами домофонов.
Какие задачи стояли перед внедрением?
Стояла задача развернуть сеть передачи данных для наших существующих и новых абонентов на основе биллинга.
Почему остановились на Carbon Billing 5? С чем сравнивали?
Скажем так, с компанией Carbon Soft я был знаком и до этого. Компания известная в Екатеринбурге. Компания предоставляет, по моему мнению, очень качественный продукт.
Безусловно, сравнение было. Сравнивали мы с Нетапом, ещё Ланбиллинг был. Детские биллинги с приставкой “мик” мы даже не рассматривали.
Carbon Billing 5 полностью со своей стороны нас устроил. Была произведена интеграция нашей нетиповой схемы. Мы используем в ядре сети QinQ и VLAN на каждого абонента, IPoE и авторизация по opt.82. Обычно идет привязка к MAC-адресу, но мы так не работаем. У нас одно из требований для масштабируемости и управляемости было использование opt.82. Задача интеграции с другими биллингами была довольно нетривиальной, а компания Carbon Soft справилась.
Как проходило внедрение, сроки?
Проходило всё очень не гладко. Сама интеграция, если я не ошибаюсь, заняла 5 месяцев. Говорили сначала, что не более 2х месяцев, но, к сожалению, у нас это затянулось. Интеграция затянулась отчасти по вине поставщика нашего оборудования, не могли нормально настроить работу связки с оборудованием. По итогу, после замены ПО на Redback (прим. маршрутизатор Ericsson RedBack SE 100) всё стало работать стабильно.
Миграцию мы ещё не проводили. На текущий момент мы существуем в двух расчётных системах. У нас есть система для кабельного телевидения и домофонов и Carbon Billing 5 для абонентов передачи данных. Всё-таки, база абонентов у нас приличная, наши менеджеры и кассиры люди немного закостеневшие, привыкшие работать со старой программой и им больше ничего не надо.
Набирая, одновременно, новых менеджеров, мы проводим обучение их новой системе. После того, как мы произведем обучение и заменим персонал мы произведем миграцию. К сожалению, без замены никак, так как люди предпенсионного возраста не хотят обучаться новому. Мигрируем тех, кто пользуется домофонами и кабельным телевидением в Carbon Billing 5.
То есть Вы ведёте пока что две базы абонентов, база пользователей телевидения и домофонов в старой системе и база абонентов интернета в Carbon Billing 5?
Да, так и есть, это текущее состояние. Мы планируем к 1-му июня 2018г. всё-таки мигрировать базу. Препятствий для этого нет, тестовая миграция прошла нормально. Сейчас нас сдерживают только организационные моменты.
После запуска в коммерческую эксплуатацию как проходит работа?
Было два момента. Первый — когда нашу нетиповую схему не включили в релиз и после обновления биллинга мы с недовольством обнаружили, что у пользователей интернет не работает. Вот такой был неприятный момент. Другой неприятный момент был — когда у нас произошла замена сертификатов у Сбербанка и перестала работать платёжная система Сбербанка. Это, очевидно, обоюдная проблема, так как и мы не уследили… В общем, было за всё это время два сбоя. Один полностью остановил работу, а из-за второго платежи не проходили.
К счастью, к успеху и к чести технической поддержки всё было устранено в кратчайшие сроки и замечаний и нареканий к технической поддержки у меня нет никаких.
Как оцениваете проект в целом по 10-ти бальной шкале, продукт + техподдержка + отношения с поставщиком?
10 не дам, 7 смело можно сказать. Есть ещё куда стремиться. Я понимаю, что SLA мы выбрали не самую продвинутую. Аутсорсинг был бы удобнее. Я оцениваю ещё и нашу работу.
Остался один момент, переданный техподдержкой в отдел разработки, то, что касается формирования PDF-документов. Там есть один движок, им хотелось бы воспользоваться. Сейчас в биллинге невозможно управлять размером шрифтов, ни их размером в PDF и так далее. Понимаем конечно, что биллинговая система это не ERP-система, поэтому делаем на это скидку вам.
Внедрением, конечно же, остались довольны.
Спасибо за интервью!
Комментарий ведущего инженера технической поддержки Аликина Алексея Михайловича
У заказчика была настроена нестандартная схема авторизации абонентов Dynamic CLIPS с авторизацией и получением адреса по opt.82., при которой маршрутизатор Ericsson Redback SE 100 не только занимается авторизацией абонентов, но и является непосредственным участником DHCP диалога. В биллинг были добавлены радиус процедуры аккаунтинга, радиус процедуры авторизации и парсер opt.82. для реализации данной схемы.
В момент интеграции столкнулись с проблемным программным обеспечением на маршрутизаторе Ericsson Redback SE 100, из-за чего маршрутизатор отбрасывал DHCP ответы от биллинга. После замены программного обеспечения на маршрутизаторе проблема была устранена и тестовый абонент сразу же получил IP-адрес.
По завершению интеграции было реализовано следующее:
- Подготовлена конфигурация SE100 для подключения абонентов по IpoE с получением адреса по DHCP c помощью opt.82.
- Созданы политики для NAT и редиректа абонентского трафика:
- редирект при отрицательном балансе абонента;
- редирект административно-заблокированных абонентов;
- отмена редиректа при оплате.
- Созданы политики для ограничения скорости.
- Настроена отправка метаданных трафика по Netflow в биллинг.
- Настроено управление маршрутизатором с помощью отправки команд по RADIUS COA.
- Настроен скрипт управления SE100 на стороне биллинга.
Спасибо, что пользуетесь продуктами компании Carbon Soft!